ОБОБЩЕНИЕ

практики  возвращения мировым

судьей  протоколов по делам об административных правонарушениях в

первом полугодии 2014 года

В процессе обобщения были изучены административные материалы,поступившие на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 г. Медногорска в первомполугодии 2014 года.За указанный период мировым судьей  в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 5 определений. Задачами обобщения являются: выявление наиболее типичных оснований для

возвращения протоколов об административных правонарушениях, доведения до сведения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, проанализированную информацию о допускаемых

ошибках составления административного материала для их дальнейшего предотвращения.

Цель обобщения: улучшить качество составляемых материалов по делам об административных правонарушениях, как следствие, сократить сроки судебного производства  по делам об административных правонарушениях.

При принятии решения о возвращении протоколов необходимо учитывать разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г., 9 февраля 2012 г.), и правовые позиции, изложенные в соответствующих обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.

Условия возвращения протоколов

Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела. Как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В отчетный период случаев возвращения мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протоколов и иных материалов дела об административном правонарушении, в стадии рассмотрения дела по существу, не допущено. Это обстоятельство

свидетельствует о принятии в подготовительной стадии должных мер к своевременной проверке наличия тех обстоятельств, при которых протокол должен быть возвращен в административный орган. Такой подход соответствует как общим задачам административного производства, так и принципу процессуальной экономии.

Основания возвращения протоколов

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть

возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:

- составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;

- неправильное составление протокола;

- неправильное оформление других материалов дела;

- неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Но любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к

нему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного недостатка или неполноты протокола и (или) материала.

Существенные и несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует

разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5.

В этом пункте указано, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении

дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются

пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Как показало обобщение,  часто протоколы об административных правонарушениях и материалы дела возвращались

мировым судьей по причине неполного описании события административного правонарушения, отсутствия конкретизации объективной стороны.

Аналогичная ошибка часто встречается по протоколам, представленным МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Так, в анализируемый период, был возращен протокол об административном правонарушении в отношении Плескачева Е.А. по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, где было указано, что Плескачев Е.А. осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве предпринимателя в государственном органе, а именно в период с 2012 по 2014 г. осуществлял деятельность по оказанию юридических услуг, представлению интересов граждан в суде. Объективную сторону состава правонарушения, образует осуществление без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица только той

экономической деятельности, которая обладает признаками предпринимательской деятельности, олнако, к протоколу об административном правонарушении не приложены доказательства, подтверждающие факт занятия лицом деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении в нарушении требований ст. 28.2 КоАП РФ не указано место его совершения правонарушения.

По тем же основаниям (неправильное составление протокола и неполнота представленных материалов)

мировым судьёй был возвращен пртокол об админитсративном правонарушении в отношении директора ООО «Медногооск-Водоканал» Халявина В.Г. по ч. 3 ст.14.1 КоАп РФ в Восточный территориальный отдел УФС по надзору в сфере зашиты прав

потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, поскольку Часть 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Из смысла вышеназванной нормыследует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного

правонарушения образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований (конкретный пунктов) выданной на ее осуществление лицензии или специального разрешения.

В протоколе об административном правонарушении, не указаны сведения об осуществлении ООО «Медногорск-Водоканал» лицензированной деятельности, наличия лицензии (наименование, номер, дата, период действия), нарушение при выполнении данной деятельности конкретных пунктов лицензии. Документы, подтверждающие юридически значимые обстоятельства, к протоколу не приложены.

Протокол об административном проавонарушении в отношении директора магазина «Магнит» Железцовой Н.О. по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, составленный ведущим специалистом–экспертом ВТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области так же был возврпащен в связи с тем, что в протоколе даты не соответствуют приложенным к протоколу документам, кроме того, являются будущим временем, при таких обстоятельствах мировой судья пришел к тому, что время  правонарушения в протоколе не указано.

Так же в анализируемый период возвращался материал в отношении Коваленко Д.И.привлекаемого к административной ответственности  по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в связи  неявкой (не доставление) при поступлении протокола лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения, влекущие наказание в виде административного ареста.

В данном случае определение о возвращении было мотивировано следующим.

В соответствии  со с.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если

имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Такой недостаток протокола является существенным, поскольку свидетельствует о не обеспечении лицу соответствующих условий для реализации процессуальных прав.

Поскольку принятые судом меры для обеспечения явки лица с учетом его места жительства, адрес которого указан в протоколе, оказались безрезультатными, мировой судья приходил к выводу о неполноте составления протокола об административном правонарушении в части сведений о лице, в отношении которого возбуждено административное производство.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении кроме прочего указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,  иные

сведения, необходимые для разрешения дела.

Кроме того, мировой судья указывал на непринятие должностным лицом необходимых мер обеспечения производства по делу, а именно необоснованное неприменение административного задержания.

Учитывая, что административный арест, предусмотренный как ответственность за правонарушение является крайней мерой административной ответственности, в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ, соответственно административное задержание, (кратковременное ограничение свободы физического лица), может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Целями административного задержания являютсяобеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также  исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, при рассмотрении данного правонарушения применение административного задержания оправдано и основано на законе, так как санкция рассматриваемого правонарушения предусматривает арест.

Согласно с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола, указанные в определении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня его поступления, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу) уполномоченному к его рассмотрению в течение суток со дня устранения недостатков.

Необходимо отметить, что в установленный  законом срок в отчетный период  мировому судье не поступило ни одного из возвращенных протоколов с исправленными недостатками.

В практике случаев прекращения возвращенных материалов за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось.

Определения о возвращении протоколов не обжаловались.

ВЫВОДЫ:

В целом практика возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов на судебном участке складывается правильно. Мировым судьей не допускается формальный подход к возвращению

протоколов, учитывается именно невосполнимость соответствующих сведений.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенное обобщение показало, что с целью обеспечения качественного возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов должностным лицам для устранения недостатков мировому судье необходимо принять меры по недопущению выявленных недостатков материалов:

- выносить определения о возвращении протоколов об административных правонарушениях и материалов к ним с учетом разъяснений, содержащихся Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях";

- указывать в определениях о возвращении протоколов все выявленные недостатки в целях скорейшего их устранения, и не допускать случаев вынесения немотивированных определений;

- реагировать в необходимых случаях на факты не обеспечения административным органом явки лиц для рассмотрения дел о правонарушениях, за которые в качестве мер наказания предусматривается административный арест, посредством вынесения частных определений, информационных писем;

- реагировать на факты нарушения законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях и формировании иных материалов дела.

Помощник судьи                      

Н.П. Рябченко