В частности, в пункте 2 этой статьи сформирован конкретный перечень условий, которые признаются ущемляющими права потребителей и не могут включаться в договоры с гражданами (являются ничтожными). Перечень является открытым - недопустимыми могут быть признаны и другие условия, противоречащие законодательству о защите прав потребителей.

Обратите внимание: положения, устанавливающие перечень недопустимых условий, распространяются, в том числе на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 1 сентября 2022 г.

Новой редакцией ст. 16 Закона о защите прав потребителей также предусмотрено, что запрещается отказ в заключении договора (внесении в него изменений) в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий. В случае предъявления потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий контрагент будет обязан рассмотреть его в течение 10 дней (с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении). В такой же срок должно быть выполнено требование потребителя о возмещении убытков, причиненных включением в договор подобных условий.

Напомним, что нарушение запрета на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

Помимо закрепления перечня недопустимых договорных условий, с 1 сентября продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) запрещено отказывать потребителям в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора по мотиву отказа потребителя предоставить персональные данные. Исключением могут быть случаи, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора.

На случай нарушения этого правила вводится административная ответственность.

Также поправками предусмотрено, что при предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен ее предоставить:

- в течение 7 дней - при предъявлении письменного требования (в том числе в форме электронного документа). В этом случае предоставить информацию нужно в той же форме, в которой предъявлено требование, если в нем не указано иное;

- незамедлительно, - если требование предъявлено в устной форме.

По данным Системы ГАРАНТ