В соответствии с ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления  протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

За второе полугодие 2018 года на судебном участке № 1 г. Медногорска возвращено 23 протокола об административных правонарушениях для устранения недостатков, из которых:

5 протоколов по причине не обеспечения должностным лицом, составившим протокол, явки лиц, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ (4), ч. 3 ст.12.8 КоАП РФ (1), санкция за совершение которых предусматривает назначение наказания в виде административного ареста.

В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

- 2 протокола по ст. 6.1.1 КоАП РФ по причине отсутствия в материалах дела заключения судебно – медицинской экспертизы потерпевших, что необходимо для определения тяжести нанесенных им телесных повреждений и причинения физической боли.

Для квалификации действий лица по ст. 6.1.1 КоАП РФ и соответственно его отграничению от состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ, необходимо установление:

- наличия либо отсутствие у потерпевшего телесных повреждений, а также того, что совершенными лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему действиями не причинен вред здоровью.

-субъективной стороны административного правонарушения: умысла, целей, мотивов совершения, поскольку содержание умысла виновного необходимо установить для того, чтобы отграничить побои от уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 116 УК РФ, совершаемого из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой либо социальной группы.  - 1 протокол по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ повторно по причине отсутствия сведений об участии законного представителя при проведении процессуальных действия сотрудниками ГИБДД.

Статьей 25.3 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в отношении несовершеннолетнего инспектором ДПС были применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, задержание транспортного средства и составлен протокол об административном правонарушении.

Перечисленные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего были применены в присутствии понятых без участия законного представителя, что подтверждается процессуальными документами, представленными в материалах дела, отметки об участии законного представителя которые не содержат.

- 1 постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении  по ст. 19.1 КоАП РФ в связи с тем, что в нем не конкретизированы противоправные действия, которые вменяются лицу, от чего зависит срок привлечения его к административной ответственности.

- 3 протокола по ст. 6.1.1 КоАП РФ, так как в нем не указано какие телесные повреждения были нанесены потерпевшей со стороны Дмитриевой Е.А., что не позволяет установить причинно – следственную связь между действиями лица, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, и потерпевшей.

- 2 протокола по ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа по причине отсутствия сведений о вручении копии постановления по делу об административном правонарушении, которым назначен данный вид наказания.

Согласно части 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, не извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

- 1 протокол по ст. 6.9.1 КоАП РФ по причине излишне вмененных действия лицу о прохождении диагностики, профилактических мероприятий, лечение от наркомании, которые не назначались постановлением мирового судьи.

- 1 протокол по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в связи с отсутствием в материалах к протоколу доказательств, объективно подтверждающих факт реализации лицом алкогольной продукции несовершеннолетнему (кассовый чек, показания свидетелей, являвшихся очевидцами произошедшего, материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и иные).

- 1 протокол по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ так как материалы к протоколу об административном правонарушении не содержат процессуальных документов, подтверждающих соблюдение должностными лицами Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утврежденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол освидетельствования на состояние опьянения, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянение) и неправильной квалификации .

Выводы и предложения:

В целях повышения качества составлении протоколов об административных правонарушениях рекомендовать должностным лицам:

- принять меры к устранению отмеченных ошибок, допускаемых ими;

- неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального законодательства при составлении протоколов;

- обратить внимание на обязательность постоянного повышения уровня профессиональной подготовки путем изучения законодательства, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и судебной практики

Мировой судья                                                                        Е.В. Приказчикова